План - модель взаимоотношений при выполнении работ ВДГО/ВКГО в сегменте ЖКХ.


Оригинальный текст пренадлежит "Гильдии инженеров газового оборудования" (ГИГО). Сайт: https://гиго.рф/


 
Разделы: 
  1. Введение
  2. Существенные важные аспекты, которые необходимо решить первоначально
  3. Образовательные программы, программы аттестаций специалистов
  4. Регламенты и стандарты проведения работ
  5. Требования и аттестации/допуски исполнителей (специалистов) работ/услуг
  6. Требования и допуски для участников рынка (юр.лиц и предпринимателей)
  7. Технические нормативы и стандарты в области систем газопотребления,оценки рисков возникновения аварий и ЧС
  8. Воссоздание системы изменения норм и требований на основании сбора иобработки статистических данных по авариям и ЧС, системы изменения сертификации и допуска к эксплуатации бытового газоиспользующего оборудования
  9. Предлагаемая целостная укрупненная модель отношений на рынке,отвечающая современным требованиям, обеспечивающая должный уровеньбезопасности.

1. Введение.

Настоящий материал разработан общественным объединением специалистов «Гильдия Инженеров Газового Оборудования» и является следствием многостороннего рассмотрения и анализа текущей ситуации. В рамках этой деятельности, участниками ГИГО подготовлены аналитические материалы, обзоры, статьи по различным направлениям, которые и легли в основу данной дорожной карты необходимых действий. Все материалы в режиме открытого доступа размещены на информационном сайте объединения ГИГО в сети интернет: https://гиго.рф.

2. Существенные важные аспекты, решение которых окажет влияние на все иные дальнейшие стратегические шаги и тактические действия.

В данном разделе укрупненно опишем вопросы, решение которых потребует взаимных системных изменений во всех иных актах/сферах, которые в настоящее время регулируют взаимоотношения сторон в области поставки, реализации, потребления газа в быту, жкх. Данные вопросы в обязательном порядке требуют конкретного ответа «да» или «нет». Это ключевые моменты для структурирования действий и шагов.

  1. Введение обязательного страхования гражданской ответсвенности владельца газифицированного помещения/здания. С одной стороны повышением или снижением тарифов мы можем получить систему кнут-пряник, с другой стороны производя накопление подобных фондов, мы получаем финансирование ремонтов/восстановления в случае аварий и ЧС помещений/зданий, выплат пострадавшим. С третьей стороны, именно представители-страховщики у нас могут стать тем самым независимым контролером, который будет проводить проверку соответствия, рисков – т.е. независимым арбитром, надзирателем за всеми иными участниками процессов поставки и потребления газа в быту. И на основании системы оценки рисков устанавливать ставки тарифов по каждому конкретному помещению, зданию. Подобное решение – кардинальный шаг, и в случае, если подобная система будет вводится, стоит не предпринимать иных, даже предусмотренных данным документом шагов. Кстати и субсидирование малоимущих в том числе по замене устаревшего оборудования при таком подходе будет выполнять проще. Для рассмотрения возможного принятия данного решения необходимо обеспечить всестороннее обсуждение как в среде специалистов, так и политиков, органов власти, системных институтов. Только лишь мнения специалистов-газовиков или жкх недостаточно. Кстати подобной площадки, на которой в принципе подобное обсуждение стало бы возможным пока нет. Подобный вопрос поднимался в ходе одного из обсуждений в Общественной Палате РФ весной 2016 г. нами.
  2. Внесение изменений в существующие сегодня принципы и деления систем ВДГО, ВКГО. Предлагается вернуться в определенной степени к следующей трактовке: ВДГО (МКД) – все газопроводы и сеть газопотребления, включая те ее части, которые расположены в квартирах, включая краны, счетчики, краны на опусках перед газовым прибором. ВКГО (МКД) – от крана на опуске к прибору гибкая или жесткая подводка и сам газопотребляющий прибор.  ВДГО (ИЖС) – все газопроводы и сеть газопотребления включая счетчик, фасадный и подземный газопровод, пункт редуцирования до кранов на опусках перед газоиспользующим оборудованием. ВКГО (ИЖС) – подводка от крана на опуске перед прибором и сам газовый прибор. Подобные изменения системным образом изменят существующие сегодня разночтения и подходы. После изменения терминов – ВДГО в ИЖС могут проводить компании, которые и сегодня проводят подобные виды работ, оплачивают и контролируют УК/ТСН. ВКГО в квартирах (МКД) – требование о необходимости ежегодного обслуживания следует переформулировать в виде «владелец обязан соблдать правила использования газа в быту, оборудование ВКГО содержать в исправном, работоспособном состоянии, ремонт и облуживание данного оборудования должны производить авторизованные производителем оборудования сервисные службы.» Тем самым мы убираем множество двойственных требований, размывающих в том числе действующие на сегодня требования закона о защите прав потребителей, в большей степени повышая ответственность производителя оборудования по допуску к выполнению работ обученных и аттестованных специалистов. В ИЖС, подобные изменения также востребованы. После подобных изменений, мы получим возможность введения единых регулируемых тарифов на ВДГО как в МКД, так и в ИЖС (поскольку множественность различных работ связанных с конкретным газовым прибором исключены из границ ВДГО) что сегодня не представляется возможным и единые требования ко всем компаниям, кто занимается обслуживанием ВДГО. Учитывая исключение самого прибора, мы в данном случае делаем исчерпывающий единый перечень работ в рамках проведения ТО ВДГО. Подобный вопрос напрямую поднимет сопутствующий – государство считает необходимым государственное регулирование тарифа на данные услуги или нет. Если да – то и по основному вопросу следует вносить изменения, если нет – то по первому вопросу может быть принято как отрицательное, так и положительное, решения.
  3. Требуется на момент появления любых инициатив законодателей или нормо-творцев проводить широкое экспертное обсуждение профильными специалистами, включая непосредственно исполнителей работ. Без положительного решения данных обсуждений они не доожны получать дальнейшего введения в действие. На основании технических расследований причин аварий и чс при использовании газа в быту, которые кстати тоже должны проводится с привлечением специалистов данного экспертного сообщества, данный комитет должен формулировать необходимые изменения действующих норм, правил. И вводить подобные изменения в плановом режиме, подразумевая, что после каждого изменения, его необходимо донести до специалистов, провести переаттестацию. В противном случае любые массовые изменения останутся только лишь на бумаге. Создание подобного комитета возможно как  в виде площадки Минстроя, так и в виде специализированного СРО непосредственно всех участников данного рынка оказания услуг и работ.
  4. В целях упорядочивания разных видов деятельности, тарифов, обоснования тех или иных решений – Исключить возможность для любого ГРО (газораспределительной организации) выполнять работы/услуги ТО ВДГО/ТО ВКГО, осуществлять продажи и сервис газоиспользующего оборудования. Подобные услуги поставка газа и перечисленные должны выполнять разные юридические лица.  В случае принятия данного решения, комитеты по тарифной политике не будут получать в подтверждение тарифов на газ расходы по коммерческой иной деятельности ГРО (наведение порядка в тарифах на газ, исключение необоснованных расходов при обосновании повышения тарифов), большая сосредоточенность и ответственность ГРО именно в вопросах газоснабжения, включая развитие и содержание сетей, повышение количества потребителей газа, повышение экономической эффективности, включая полноценный контроль за герметичностью и безопасностью сетей. Также в лице ГРО мы получаем независимого контролера за иными сторонами процесса потребления газа, включая абонентов, компаний по оказанию услуг ТО ВДГО/ВКГО. На сегдняшний момент для ГРО наиболее эффективно используя свое положение поставщика газа диктовать дополнительные требования как потребителям газа, так и участникам рынка услуг ВДГО/ВКГО, в нарушение действующего законодательства.
  5. Создание и введение СРО (единое, федеральное, узкоспециализированное), с обязательным вступлением в данное обьединение всех участников осуществляющих данные виды деятельности. Функциями СРО считать – инициация изменений нормативной базы, контроль за деятельностью участников, страхование ответственности участников. Т.е. фактически это базовая организация на плечах которой должна лежать забота о повышении качества и сроков работ, повышению безопасности.
  6. Создание единой ГИС по всем квартирам/домам, точкам потребления газа (данный функционал наиболее целесообразно делать не столько в отдельной системе, сколько в системе наподобии ГИС ЖКХ, что будет целесообразно во всех аспектах деятельности участников ЖКХ, систем контроля и надзора в ЖКХ. Целевым наполнением и отметками в данной ГИС надо наделить конкретных специалистов-исполнителей работ/услуг, которым после аттестации предоставить соответствующие цифровые подписи и допуски в систему (не только в области газа, во всех областях в ЖКХ).

3. Образовательные программы, программы аттестаций.

В настоящее время в области подготовки, аттестации и допускам специалистов, которые проводят работы ТО ВДГО/ВКГО произошел коллапс. С момента фактически полного отказа Ростехнадзора от обучения, аттестации, подготовки специалистов иных любых других кроме ОПО (Опасные пром.обьекты) областей, мы получили отсутствие единообразных подходов к обучению и аттестации. В какой-то степени, компании, осуществляющие данные виды деятельности используют существующие в различных АНО программы подготовки специалистов ВДГО/ВКГО, но состав и суть данных программ не отвечает необходимым данному кругу специалистам набору знаний и навыков в части проверки и оценки факторов риска, которые могут привести в конечном итоге к гибели людей при взрыве газа или к отравлению угарным газом. В конечном итоге сегодняшние подходы сводятся всего лишь к набору навыков по проверке утечек газа, проверке резьбовых соединений. Если посмотреть на материалы разработанные ГИГО (Факторы риска возникновения аварий и ЧС при использовании газа в быту) – то фактически, глубокими проверками подобных первопричин, специалисты, проходящие сегодня некие обучения по программам с названиями ВДГО/ВКГО, в конкретной квартире или доме заниматься не смогут.

На сегодня в различных инстанциях так или иначе идет разговор про проф.стандарт, однако те самые моменты, которые написаны выше отсутствуют в разрабатываемых документах, хотя именно система проф.стандартов и независимой оценки квалификации с выдачей персональных допусков – фактически и есть один из путей решения задачи. Вероятно, стоит отметить, что речь стоит вести даже не столько о проф.стандарте, а о конкретном виде деятельности и аттестации специалиста именно с выдачей допуска для ее проведения, поскольку проф.стандарт это уже некий взгляд в далекое будущее, начиная от проф.тех. образования.

В качестве основы новой системы предлагается – создание программы подготовки специалистов, учитывающий материалы разработанные ГИГО в части проверок и оценки рисков аварий и ЧС, единообразной и обязательной для конкретного исполнителя работ, аттестация и выдача персональных допусков. Создание единого федерального реестра данных специалистов. В целях дальнейшего развития нормативной базы, предлагается создание единого СРО для участников рынка, это позволит организовать необходимые механизмы для своевременного и полноценного изменения нормативной базы, учитывая мнения специалистов, в опоре на практический опыт и нания специалистов ведущих деятельность в данной области. В итоге требования к компаниям – будет определять СРО (в рамках которого кстати будет создан и страховой фонд, и введено страхование ответственности участников).

Специалисты, получившие допуски, должны также получить индивидуальные цифровые подписи, поскольку в дальнейшем будут самостоятельно вносить сведения о проведенных работах/проверках по каждой конкретной квартире/дому в единую информационную базу.

4. Регламенты и стандарты проведения работ

С момента слома системы и полного ухода из сегмента жилья Ростехнадзора в стране так и не появилось единообразия в подходах. Система обеспечения безопасности при использовании газа в быту, учитывая многогранность вопросов, множественность исполнителей и потребителей газа должна быть построена по следующей схеме – единообразие обязательных форм всех отчетных документов (акты, чек-листы, договора и т.п.), а также конкретного исключительно четко прописанного регламента выполнения работ. Подготовленный на сегодня ГОСТ в части выполнения работ и услуг – не соответствует данным требованиям, поскольку вместо сухой описательной части регламента работ содержит в себе информацию по взаимоотношениям между ГРО и другими участниками рынка, т.е. фактически не соответствует нормативам по содержанию и составлению ГОСТов. Требуется полностью пересмотреть данный документ, и привести его в соответствии с вышеуказанной информацией. ГОСТ Р 58095.4-2021 необходимо отозвать и переработать с привлечением широкого круга специалистов, убрать из ГОСТ противоречащие законодательству требования и запреты в части финансовых отношений сторон. Стоит отметить, для примера – пусконаладку газового оборудования данным гостом имеют право выполнять только ГРО. Данное противоречащее и безопасности, и закону о защите прав потребителя, и ПП410, и ПП1314 множеству иных подзаконных актах требование изложенное в ГОСТе лишь один из показателей при подходах к составлению данного документа. Те самые функции по разработке и утверждению регламентов требуется передать в руки СРО непосредственно исполнителей работ, под надзором Ростехнадзора.

5. Требования и аттестации/допуски исполнителей (специалистов) работ/услуг

Систему подготовки специалистов проведения ТО ВДГО/ВКГО необходимо разрабатывать исходя из двух основополагающих направлений. Первое – знание и понимание норм и требований к системам газораспределения и газопотребления (схематика, типы элементов, требования к защитным и охранным зонам, понимание сроков службы и т.п., включая умения в части устранения утечек газа, замены кранов). Второе – проверка непосредственно, ньюансов повышающих риски возникновения аварий и ЧС – это работоспособность вентиляции и дымоходов, проверка должного притока воздуха. Если кратко – то фактически взяв за основу материалы ГИГО «Факторы риска аварий и ЧС при использовании газа в быту» проверять каждый пункт, возможные причины, которые могут привести к трагедиям. Существующие на сегодня программы подготовки не содержат в себе указанные направления, поэтому говорить, что после проведенной проверки мы уверены в безопасности, не стоит. В части требований, как уже указано выше, после разработки программы подготовки и аттестации (стоит говорить не о специальности, стандарте профессии, а о виде конкретном виде работ «ТО ВДГО/ВКГО», что абсолютно разные подходы). После этого вне зависимости от оценки квалификации или стандартов профессии необходимо аттестовывать специалиста (непосредственного исполнителя) и давать допуск на вид работ «ТО ВДГО/ВКГО» ! Вести реестр данных допусков специалистов.

6. Требования и допуски для участников рынка (юр.лиц и предпринимателей)

На сегодня требования к участникам рынка услуг ТО ВДГО/ВКГО регламентируется в Пост.Правительства №410. В рамках целостной модели взаимоотношений предлагается применять иные подходы. Как уже выше описано – участник ведущий свою деятельность в данной области должен вступить в создаваемое единое СРО. В рамках членства в СРО производится страхование ответственности деятельности, силами СРО проводится проверка деятельности участника, соответствия тем требованиям, которые приняты собранием членов СРО (т.е. самими участниками рынка). Фактически СРО является инструментом контроля, инструментом внесения изменений в нормативы и иные регламентирующие документы. Все члены СРО действуют согласно принятым в СРО регламентам, оформляют регламентные документы. Иных требований, кроме акцептированных СРО в технических областях деятельности не требуется.

7. Технические нормативы и стандарты в области систем газопотребления, оценки рисков возникновения аварий и ЧС

По текущей, фактической сегодняшней ситуации – разработка и принятие нормативов происходит в большинстве случаев под давлением либо финансовых  интересов крупных участников, либо в виде «тушим пожар». В конечном итоге данной политики на протяжении 20 лет мы получили полное отсутствие системных подходов, при  разработке и «проталкивании» актов происходит полная подмена понятий, когда в преамбуле того или иного акта написано, что целями принятие – повышение безопасности, а по смыслу вносимых и предлагаемых изменений идет речь о финансовых потоках, перераспределении долей на рынке, сборе средств, размытию или перекладывании ответственности.

Только исключение в принципе подобных подходов возожно в случае, когда основополагающим инициатором и экспертом станут специалисты. Эти механизмы возможны, и начнут реально работать в одном единственном случае – СРО всех участников рынка подобных видов деятельности. Уже в рамках СРО каждый участник получит возможность высказать и учесть замечания и требования, в конечном итоге экспертное большинство примет собранием необходимые изменения и требования. Подобные механизмы используются давно и успешно как в Европе, так и в России – СРО кадастровых специалистов, узкоспециализированные СРО в авиации, иных технических областях. В конечном итоге СРО станет центром разработки и ведения нормативов, контроля за своими участниками в части общепринятых требований.

8. Воссоздание системы изменения норм и требований на основании сбора и обработки статистических данных по авариям и ЧС, системы изменения сертификации и допуска к эксплуатации бытового газоиспользующего оборудования.

Как уже отмечено в гл. VII, на протяжении более чем 20 лет происходили одновременно два процесса – отмена жестких норм и требований СССР (причем и устаревших и вполне нормальных, основополагающих для обеспечения безопасности системных норм и правил), коммерциализация крупных, ранее государственных служб газоснабжения (газовых трестов), выход из системы контроля и надзора в ЖКХ основополагающего органа – Ростехнадзора, слом системы государственной службы контроля и надзора в технических областях (условно газовой технической инспекции). На фоне этой линии – продолжает идти процесс «протаскивания» (лоббирования) под видом технической нормативной базы актов ведущих к монополизации и перераспределению долей рынка в интересах крупных коммерческих компаний, диктат финансовой выгоды таких компаний, под эгидой стремления к повышению безопасности. Все это привело к огромной массе (сотни) актов и документов, в которых так или иначе, в противоречии друг с другом, описаны требования к системам или обьектам, так или иначе оказывающими влияние на безопасность при использовании газа в быту. Третьей, фактически независимой линией действий законодателей и нормотворцев является попытки провести гильотины, отмены всех, на их взгляд мешающих открытой конкуренции актов, что также происходит без должного широкого обсуждения и принятия в среде непосредственных специалистов. Стоит отметить, что в принципе, признание экспертом, чье заключение принимается как мнение всех специалистов на рынке, занимается Минюст… Т.е. мы говорим в данной ситуации об оценке юридических тонкостей, вместо технических наборов опыта и знаний. В рамках новой системы данные вопросы необходимо замыкать либо на СРО специалистов, либо созданием отдельного экспертного комитета с обязательным участием в обсуждении обьединений (общественных, профессиональных) специалистов оказывающих данные виды услуг/работ.

По каждому случаю аварии или ЧС, отравлению угарным газом следует проводить техническое расследование и накопление статистики и группированию первопричин и сложившихся факторов риска. На основании данной статистике в плановом режиме иницировать новые нормативы и требования, их изменение. Также с требованиями непосредственно к газовым приборам (сертификация и допуски), но в данной области следует заранее продумывать системные изменения по требованиям к наличию встроенных в приборы устройств обеспечения безопасности, давая возможность производителям адаптировать оборудование. Речь должна вестись о введении требований за 2-3 года до начала запретов продаж. Такие подходы обеспечат выравнивание ситуации, приведут к обновлениям парка оборудования с уже встроенными согласно вступившим в силу дополнительными элементами обеспечения безопасности. В качестве примера – плиты обязательно должны быть оборудованы системами газ-контроля (наличия пламени), в противном случае подача газа в горелку прибор должен исключить. Это в полной мере относится и к элементам систем газопотребления – подводящие шланги от кранов до приборов, краны, клапана, счетчики.  Целостная системная работа на постоянной основе – залог устойчивости и повышения безопасности.

9. Предлагаемая целостная укрупненная модель отношений на рынке, отвечающая современным требованиям, обеспечивающая должный уровень безопасности.

Укрупненно наиболее целесообразной, применимой и целостной системой, к которой должны быть все действия, стратегии, планы, изменения представляется следующая:

В единой ГИС точек потребления газа (условно ГИС ЖКХ) присутствуют все точки потребления газа, с указанием параметров приборов, сроков их следующей замены, параметров окружающих оказывающих влияние на безопасность (дымоходы, вентканалы, приток воздуха, наличие сигнализаторов загазованности), отметок конкретных исполнителей работ с указанием что и как выполнилось, плановой дате след.проверки. С периодичностью 5-8 лет проводится техническая инвентаризация каждой точки, проверка, изменение, сведения в ГИС обновляются специалистами по каждому посещению, технической инвентаризацией плановой, более углубленно, включая строительные конструкции и устойчивость зданий.

Владелец квартиры/дома осуществляет страхование своей ответственности в связи с наличием факторов риска при испольовании газа в быту. Страховая компания при назначении тарифа обращает внимание на информацию в ГИС (например при наличии сигнализатора загазованности тариф ниже, например при современном «свежем» оборудовании – ставка на протяжении 5 лет ниже, например при отметке специалиста о мелких недочетах – либо отказ от страхования, либо огромный тариф), т.е. создание финансового линейного инструмента влияния на владельца.

Специалисты, ставящие отметки в ГИС – персонально аттестованы и получили цифровые подписи, обладают обязанностями по каждому посещению квартиры дома соответствующие акты и информацию отмечать в ГИС точек потребления газа. Реестр данных специалистов ведет профильное единое федеральное СРО, которое в том числе разрабатывает и принимает программы подготовки и аттестации по конкретным операциям/видам деятельности, и аттестовывает специалиста выдавая допуск по каждой операции/виду работ.

Страховые компании в рамках страхования ответственности абонентов и страхования участников СРО создают общий накопительный фонд, средства которого используются для компенсаций и выплат в случае возникновения аварии и ЧС, гибели людей.

СРО в рамках обьединения всех участников рынка обеспечивает накопление знаний, статистики, вопросов, результатов расследований аварий и ЧС планово вносит и обновляет технические нормативы, в рамках планой деятельности проверяет деятельность своих участников на соответствии принятых собранием СРО нормативов и требований. Проводит экспертизу и акцепт всех иных изменений в технической области, которые затрагивают вопросы связанные с потреблением газа, безопасностью при потребелении газа в быту.

Органы законодательной, исполнительной власти получают широкую возможность экспертных обсуждений и принятий актов и законов, которые станут отвечать реальным запросам, а не финансовым интересам под видом мнений экспертов, назначенных Минюстом. Осуществление контроля и надзора упрощается – поскольку одним отчетом в ГИС точек потребления газа сразу видны нарушители. ГИС специалистов и отчеты проверок СРО дают понимание о квалификации и деятельности компаний, участников рынка. Система становится прозрачной.

Производители оборудования, заранее готовят изменения в конструктивы приборов, поскольку оценка по произошедшим авариям и ЧС показывает необходимость таких изменений, что подтверждено решением участников СРО.

Участники и исполнители работ принимают в рамках деятельности СРО непосредственное участие во всех обсуждениях, получают возможность выдвинуть свои предложения и получить оценку своих коллег.

Москва, 2021г.

"Гильдия Инженеров Газового Оборудования" (ГИГО)

Председатель Правления (Митюшин Станислав Юрьевич)


Читать/скачать оригинал документа

Дата публикации: 

Сайт разработан студией © WEB-VidST   


Яндекс.Метрика